Размер шрифта:
Цвета сайта:

Формы, методы и приёмы, которые может использовать классный руководитель в деятельности по созданию модели воспитательной системы класса.

Формы классного часа

Должностные обязанности классного руководителя.

Содержание и формы работы с семьёй ученика.

Проведение собрания: Культурные ценности семь и их значение для ребёнка.

Формы, методы и приёмы, которые может использовать классный руководитель в деятельности по созданию модели воспитательной системы класса.

Основные направления деятельности Задачи деятельности Средства реализации
Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе 1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.
2. Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений.
3. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности.
4. Определить эффективность учебно-воспитательного процесса.
1. Анкетирование, игра «Путешествие по морю любимых занятий», методика «Цветик-семицветик», методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся, составление карты интересов и увлечений учащихся класса.
2. Мастерская общения «Давайте познакомимся!», альбом-эстафета «Наш класс», классный час «Погружение в мир своего Я», игра «Расскажи мне обо мне», методика «Детское стихотворение».
3. Изучение сформированности коллектива по методикам «Какой у нас коллектив» (А.Н.Лутошкин), «Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы – коллектив!», составление межличностных отношений с помощью игр «Лидер» и «Киностудия», социометрических методов, конкурса рисунков «Я в моём классе».
4. Смотр сочинений «Моя семья», беседа «Моя семья – чудесное место для жизни».
5. Тесты Е.Н.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», А.А.Андреева «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью», Е.Н.Степанова «Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения»
Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества. 1. Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества.
2. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы.
3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива
1. Организационно-деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника», классный час «Портрет лицеиста», ролевая игра «Планета друзей», КТД «Экологическая тропа класса» и т.д.
2. Игра «Есть корабль, где все капитаны», вечер «Мир моих увлечений», родительское собрание «Школа + семья + дети = ?», выпуск газеты «Мой класс сегодня и завтра».

Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка 1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.
2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества.
1. Праздник именинников, вылазки на природу, культпоходы и экскурсии, игра «Узнай свое поручение», КТД «В нашем классе день рождения», игра-путешествие по семейным островам.
2. «Разговор при свечах», «Арбузник», «Волшебный стул» и другие формы коллективной деятельности, предлагаемые Н.Е.Щурковой в книге «Собранье пестрых дел».

В начало страницы

Формы классного часа могут самые различные:

-беседа (этическая, нравственная)
- диспуты
- встречи с интересными людьми
- викторины по различным областям знаний
- дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме)
- интерактивные игры
- игры – путешествия
- театральные премьеры
- тренинги
- читательские конференции.     
Правила для участников диспута:
• Каждый имеет право высказать свое мнение. Если у тебя есть что сказать слушателям, пусть они узнают это.
• Говори, что думаешь, думай, что говоришь! Высказывайся ясно и четко. Не утверждай того, в чем не разобрался сам.
• Постарайся, как можно убедительно изложить свою точку зрения. Опирайся только на достоверные факты.
• Не повторяй того, что до тебя сказали другие.
• Уважай чужое мнение. Постарайся понять его. Умей слушать точку зрения, с которой не согласен. Будь выдержанным. Не перебивай выступающего. Не давай личностных оценок. Правоту доказывай доводами, а не криком. Старайся не навязывать своего мнения.
• Если доказана ошибочность твоей позиции, имей мужество признать свою ошибку.
• Пусть главным итогом диспута станет твое продвижение по нелегкому пути постижению истины.
Условия проведения диспута:
• Необходимо продумать тему диспута. Она должна быть актуальной и сформулирована так, чтобы вызывать различные суждения. Тема не должна быть названа взрослыми: классными руководителями, учителями – предметниками, родителями и т.д. в этом случае она либо бойкотируется учащимися, либо они принимают в ее обсуждении пассивное участие. Наиболее продуктивный путь поиска тем – анкетирование учащихся. Анализ ответов дает возможность определить, какие у них интересы.
• Определение системы вопросов. При их подборе следует помнить, что не годятся вопросы, на которые можно дать лишь однозначный ответ. Не способствует также развитие полемики слишком общие по содержанию вопросы. Например, к теме «Здоровье и счастье. Есть ли здесь взаимосвязь?» нецелесообразен вопрос «Что такое здоровье?», а вопросы типа: «Для всех ли одинаково мерило счастья?», «Существует пословица «Здоровый нищий счастливое богатство короля».В чем ее смысл» - вызывают разные суждения.
• Вопросы, задаваемые подростками, должны быть максимально конкретными, поэтому надо им разъяснить. Например: «Что значит быть гуманным в наши дни?». Тема очень реальна и злободневна, но подростки должны уяснить само понятие «гуманизм».
• Очень важна реклама предстоящего диспута. На видном месте вывешиваются тема и вопросы, ее конкретизирующие, возможно, рекомендованный список литературы.
• Принесет пользу ознакомление будущих участников с правилами диспута (готовится памятка)
• Спор должен обязательно закончиться выводами, подведением итогов.
• Очень важно подобрать ведущего диспута и подготовить его. Если. Им станет взрослый – учитель, классный руководитель, - это лучший вариант. Однако ведущим вполне может быть лидер класса или тот, кто умеет быстро ориентироваться в споре. Иногда стоит пригласить на роль ведущего специалиста в той или иной области: библиотекаря, литературоведа, историка, юриста, психолога и т.д.
Чтобы праздник удался, нужно следовать следующим правилам:
• Создавайте предпраздничное настроение. Оно всегда связано с ожиданием чего-то приятного, доброго, сказочного. Предвкушение праздника – это лишь начало, нужно поддерживать этот дух .
• Не забудьте о сюрпризах. Детям необходимо знать, что на празднике их ждет что-то интересное и таинственное. Это может быть новое в оформлении зала или классной комнаты, подарки, неожиданный гость и т.д.
• Организуйте праздничное общение. Дети любят то, что помогает им общаться друг с другом энергично, увлеченно, весело. Интересно игровая программа, концерт, капустник, если их готовят сами ребята, будут ими приняты с восторгом и могут стать хорошей традицией.
• Добровольное участие в празднике. Если детям обещан интересный праздник, если он их коллективное творчество, не понадобятся распоряжения насчет обязательности явки. Общность пережитых чувств обогащает эмоциональный опыт детей, а сам массовый праздник, вызывает совместные переживания и радостные чувства, становится эффективным средством в системе воспитательной работы педагога. Влияние массовых праздников на личность школьника зависит от отношения к ним детей. Хорошо известно: все ребята, пришедшие на праздник, хотят быть не только зрителями, но и участниками действия. Приёмы, помогающие стереть грань между аудиторией и исполнителями, могут быть разнообразны: коллективное пение, хоровод, конкурсы, игры и т.д.
При проведении викторины необходимо соблюдать правила:
• Тема викторины должна быть актуальной для учащихся.
• Вопросы викторины должны быть четкими и понятными.
• Вопросы должны учитывать возрастные особенности учащихся класса.
• Поиск ответов на вопросы не должен быть очень трудными для учащихся.
• Учащиеся должны иметь право на подготовку своих вопросов к викторине.
• В викторине всегда должны быть победители.
• Вопросы викторины должны собирать и использоваться в учебно-воспитательном процессе учебного заведения.
• Викторины могут быть тематическими или обзорными.
Методика проведения конкурсной программы требует соблюдения ряда правил:
• Четкость формулировки параметров соревнования (заданий, правил, критериев оценки выступлений конкурсантов).
• Необходимо с самого начала представить зрителям всех участников взаимодействия и параметров соревнования.
• Эмоциональная инструментированность программы (результативность соревнования, призы).
• Ведущий конкурсной программы должен быть общительным, изобретательным.
• Сочетание импровизации и предварительной подготовки.
• Стилевая целостность, которая требует, чтобы название программы, одежда участников, оформление зала, конкурсные задания, правила соревнований соответствовали контексту представления.

В начало страницы

Должностные обязанности классного руководителя

I Организационная работа

1. Ведение документации:

Классный журнал (ежедневно);
Личные дела (в начале и по окончании учебного года, а также по необходимости);
Контроль дневников учащихся (не реже одного раза в неделю);
Составление характеристики учащихся (по требованию);
Своевременное представление необходимой документации (по требованию администрации);

2. Отчётная документация:

План-сетка воспитательной работы в классе на четверть (1 раз в четверть);
Занятость учащихся в системе дополнительного образования (в начале учебного года);
Сведения об учащихся (1 раз в год для банка данных);
Предпрофильная подготовка – предметы по выбору (1 раз в год);
Ведение портфолио класса (круглогодично);
Составление характеристики класса (в начале уч.года и по окончании);
Составление анализа воспитательной работы класса (по окончании уч.года);
Протоколы родительских собраний (1 раз в четверть);
Работа с родителями (по окончании учебного года);
Работа с учителями-предметниками (по окончании учебного года);
Не менее одного сценария проведённого мероприятия в классе.

3. Организация классного коллектива

Соблюдение учащимися Устава школы
Организация классного самоуправления и соуправления
Выборы старосты класса
Распределение других поручений
Организация классного коллектива
Соблюдение учащимися Устава школы
Организация классного самоуправления и соуправления
Выборы старосты класса
Распределение других поручений

4. Организация самообслуживания

Соблюдение санитарного состояния закрепленных кабинетов, дежурство по классу, уход за зеленными насаждениями.
Генеральная уборка школьных помещений (1 раз в четверть).
Уборка пришкольной территории (1 раз в полугодие).
Прохождение летней трудовой практики.

5. Забота о внешнем виде

Наличие единой школьной формы, сменной обуви.

6. Организация питания учащимися

7. Тесная взаимосвязь с мед.персоналом

Составление карты здоровья учащихся класса;
Контроль за посадкой учащихся класса в соответствии с медицинскими рекомендациями (составление схемы);
Отслеживание посещения урока физкультуры и освобождений от занятий на основании медицинских рекомендаций, посещение освобождённых занятий в группе ЛФК.

8. Взаимосвязь с социальным педагогом:

Составление социального паспорта класса, выявление малообеспеченных семей;
Организация работы по социальной защите учащихся;
Посещение на дому.
8. Взаимосвязь со службой психологов
Выявление трудных подростков;
Ведение профилактической работы с трудными учащимися.

II. Организация учебной работы классного коллектива

1. Строгий контроль за посещаемостью:

Отслеживание пропуском по неуважительной причине, опозданий.

2. Учёт успеваемости учащихся:

Органиазция помощи в поддержке отстающим учащимся,
Ведение экрана успеваемости по итогам четверти, анализ;
Контроль отметок в дневниках;

3. Забота о заболевших учащихся:

Оказание помощи в учёбе;
Организация на дому посещений одноклассников с ознакомлением с учебным материалом;
Своевременное выведение на домашнее обучение учащегося на основании мед.рекомендаций;

4. Организация коллектива в классе:

Создание в классе психологической обстановки благоприятствующей учебному процессу;
Локализация конфликтных ситуаций;

5. Тесная взаимосвязь с учателями-предметниками, работающими в классе:

Ежедневные беседы;
Посещение уроков и наблюдение за активностью и подготовкой учащихся к учебному процессу;
Помощь в разрешении конфликтных ситуаций;
Приглашение учителей-предметников на родительские собрания;

III. Организация внеучебной деятельности классного коллектива

1. Организация и участие в общешкольных мероприятиях;
2. Организация классного творческого дела;
3. Регулярное проведение классных часов:
1 раз в четверть -  тематический классный час (согласно плана воспитательной работы)
1 раз в четверть – ученическое собрание (согласно плана воспитательной работы)
4. Сопровождение учащихся на всех общешкольных и классных мероприятиях
Осуществление контроля за поведением учащихся
Сохранность жизнедеятельности учащихся
Проведения инструктажа по технике безопасности

IV. Работа с родителями

1. Проведение родительских собраний (не реже 1 раза в четверть)
Ведение протокола собрания
Проведение тематического всеобуча
2. Организация работы родительского комитета.
3. Привлечение родителей к тесному сотрудничеству.
(организация совместных мероприятий, подготовка презентаций о достижении учащихся и т.д.)

V. Состояние портфолио классного руководителя

1. Список учащихся класса с датами рождения, адресами и телефонами;
2. Сведения о родителях;
3. Социальный паспорт класса;
4. Сведения о питании учащихся;
5. Лист здоровья;
6. Работа с учителями-предметниками;
7. Схема классного самоуправления по секторам и обязанностям;
8. Сценарии и протоколы родительских собраний;
9. Сценарии классных часов;
10. Сценарии мероприятий проведенных в классе;
11. Характеристика класса;
12. Занятость в системе дополнительного образования;
13. Лист уровня воспитанности учащихся;
14. Экран успеваемости по итогам четверти;
15. Графики дежурства, генеральных уборок, и уборок территорий;
16. Отчёты о проведении классных мероприятий (фотоальбом);
17. Заметки по индивидуальной работе с учащимися и родителями;
18. Анализ воспитательной работы за прошедший год;
19. Методическая помощь (цели, задачи, особенности учащихся по возрастным категориям)

VI. Совершенствование мастерства классного руководителя:

Повышение квалификации;
Посещение и активное участие в совещаниях, семинарах, методических объединениях классных руководителей, педсоветах;
Самообразование и самосовершенствование;
Ознакомление коллектива с инновациями в воспитательном процессе учащихся.

VII. Координацию деятельности классного руководителя и контроль за его работой осуществляет заместитель директора по воспитательной  работе.

В начало страницы

Содержание и формы работы с семьёй ученика

Проведение собрания: Культурные ценности семь и их значение для ребёнка

В начало страницы