Размер шрифта:
Цвета сайта:

Школьная целевая комплексная программа развития воспитания по модели
«Школа русской культуры»

«Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же, сколько существует сам народ…,» - так говорил великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Народ-воспитатель, народ-педагог талантлив во все века. Можно с уверенностью утверждать, что в опыте наших отцов и дедов заложены зерна  мудрости, они и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.

Поэтому концептуально важным является обоснование необходимости и возможности проектирования воспитательной системы русской культурологической школы на основе принципов православной педагогики.

Школа должна воспитывать национальное достоинство русского человека у ныне утратившего его подрастающего поколения. Школа русской культуры в состоянии формировать в душах молодого поколения те качества, которые во все прежние времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство, благочестие и др.

Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество с учетом знаний русской культуры, развития его способности жить в нем достойно, формирования системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится ясно, что главным результатом воспитания будет личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни.

Отсюда основа новой педагогической позиции в воспитании – это принятие ребенка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни.

Исходя из этого меняется и методика работы с детьми, которая теперь ориентирована на индивидуальное развитие личности каждого ребенка с учетом новых технологий в воспитании.

Целесообразность обращения к углубленному изучению русской культуры обусловлена следующими причинами:

  1. наличием контингента учащихся, лишенных в большинстве своем возможности получать в рамках семьи традиционное воспитание и приобщение к ценностям национальной культуры;
  2. наличием заинтересованного данной проблемой педагогического коллектива;
  3. согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленной проблемы;
  4. заинтересованностью учащихся данной проблемой;

Принципы воспитания:

  1. Целостность педагогического процесса – единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.
  2. Взаимодействие трех факторов: семьи, школы, общественности.
  3. Творческое начало воспитания.
  4. Культуросообразность – соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапам вхождения в пространство культуры человечества.
  5. Сотворчество – совместный поиск истины

 

Цель программы:

Создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, приобщение его к истинным ценностям, формирование у школьников нового сознания, орентированного на умение при любых неблагоприятных условиях и в самых экстремальных ситуациях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию.

Тема воспитательной работы:

Воспитание духовности, патриотизма школьников средствами народных традиций и национальной культуры через «радость узнавания.»
Школа начинается с любви. «Если мы научим ребенка любить, мы научим его всему»     (Ю.Азаров). Рекомендация данной цели обеспечивается решением следующих задач:

  1. Развитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка, вхождение его в мир культуры со знанием истории своего народа.
  2. Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и социума, школы и семьи.
  3. Дальнейшие развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе, создание блоков дополнительного образования.
  4. Межведомственное взаимодействие и координация усилий всех участников воспитательного процесса в организации досуга и каникулярного времени учащихся, в профилактической работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
  5. Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы с учетом принципов православной педагогики.
  6. Использование всех возможных средств для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям современного общества, сформированного на основе духовных ценностей русской культуры.
  7. Развитие форм ученического самоуправления.
  8. Дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным и пагубным привычкам.
  9. Активизация социально-психологической помощи при решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с учащимися, с семьей.

Данная программа рассчитана не на один год, так как жизнь вносит, и будет вносить свои коррективы в содержание деятельности человека.

Воспитательная работа ведется в различных направлениях.
Комплексная программа представляет собой систему 4 целевых проектов:
«Россиянин», «Традиции», «Семьянин», «Здоровье»

Выбор направлений обусловлен следующим:

  • учащиеся воспринимают себя жителями России и не всегда способны быть субъектами русской культуры и носителями её духовных ценностей;
  • школьники слабо представляют себе культуру семейных  отношений, не имеют осознанного отношения к своим функциям семьянина, продолжателя рода, создателя и хранителя семейных традиций.
Ожидаемые результаты реализации целевой комплексной программы развития воспитания
  1. Создание в школе система воспитания.
  2. Формирование образа выпускника как социально значимой личности.
  3. Повышение уровня воспитательной работы в учреждении, развития профессионального мастерства педагогических и руководящих работников в области воспитания, пополнение психолого-педагогических знаний родителей,  воспитании ими детей на основе полученных знаний.
  4. Обогащение родительского опыта идеями русской этнопедагогики. Поддержка семьи в воспитании национального самосознания ребенка

Координация и контроль выполнения программы возложен на администрацию школы.

Выдержка из справки о прохождении программы:

С целью воспитания гражданственности и патриотизма в школе проводятся тематические классные часы, общешкольные мероприятия. Традиционными становятся – День учителя, День пожилого человека, новогодние праздники, Дни воинской славы, День здоровья «Витаминкин день», Дни славянской культуры и письменности и т.д. Проводятся смотры строя и песни среди учащихся начальной школы и военно-спортивная игра «Зарница» среди учащихся 5-10 классов.

 

А также разнообразные мероприятия по изучению истории, традиций, культуры русского народа и народов Поволжья:

  • Фестивали фольклорных праздников русского народного календаря;
  • Этнофестиваль «Самара многонациональная. Вставай страна огромная»;
  • Краеведческие экскурсии по городу и губернии;
  • Тематические классные часы по проекту «Традиции»,
  • Фольклорные праздники в музее «Русская изба» на базе ЦВР Кировского района

В школе проводится большая работа по вовлечению учащихся в кружки и секции дополнительного образования. Школа продолжила тесное сотрудничество с ДШИ № 15. Открыты следующие отделения эстетического цикла:

  • Хореографическое;
  • Хоровое;
  • ДПИ;
  • Музыкальное.

На базе школы ведётся работа в 4 кружках:

  • Хоровая студия «Витаминки» (руководитель Кулик Ю.В.)
  • Хоровая студия «Улыбка» (руководитель Кулик Ю.В.)
  • Хореографический ансамбль «Мозаика» (руководитель Кириллова С.В.)
  • Школьное издательство (руководитель Зусманович Г.В.)

Наша школа – центр досуга микрорайона. Все праздники проводятся на ее территории, они собирают до тысячи жителей. Стали традиционными праздники:
    День знаний;
    День здоровья;
    День победы;
    Масленица широкая и др.
Жители микрорайона – практически наши воспитанники, они любят школу, помогают сделать ее красивой, нужной и важной для всех, кто живет рядом.
Достоинством учителей нашей школы является выполнение основной миссии - создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, физического, эмоционального развития личности ребенка, формирование гуманистических взглядов и творческого мышления.
Тесное взаимодействие всех субъектов социально-педагогического комплекса помогло вовлечь воспитанников в общественно-полезные дела, открыть возможности для развития их талантов.